7. Новосибирской культуре — новую жизнь
Проблема
Чтобы город развивался, в нем должно быть приятно жить, а горожане должны ощущать себя частью единого сообщества. С этими задачами хорошо справляется культура.
В миллионниках библиотеки, музеи, концертные залы и выставочные центры работают на развитие территории. Культура приносит прибыль, привлекая туристов; укрепляет международный авторитет; возрождает неблагополучные районы, создает образ места.
Культура в Новосибирске преимущественно живет своей жизнью, отдельно от города. Учреждения, подчиняющиеся Управлению культуры, нередко замыкаются сами на себя. Стремясь выполнить планы Управления, они не учитывают требования современной культуры.
Большинство муниципальных площадок в Новосибирске невнимательны к посетителям и их потребностям во всем, начиная от доступности среды и заканчивая содержанием. Они не заинтересованы в привлечении жителей, а значит, не видят смысла создавать конкурентоспособный продукт.
Отдельного упоминания заслуживает туризм — этой формой культуры Новосибирск, к сожалению, точно похвастать не может.
Безусловно, в Новосибирске есть учреждения, прекрасно вписавшиеся в современные реалии и предлагающие жителям культурный досуг высокого уровня. Это Музей города Новосибирска с отличными экскурсиями, новосибирские зоопарк и планетарий, любимые родителями и детьми, «Старый дом» и «Красный факел», представляющие современные формы театра. Однако этого недостаточно, чтобы удовлетворить потребность города в культуре.
Культура — это жизненно важный компонент. Важно не только иметь хорошую работу, куда удобно добираться. Талантливым и прогрессивно мыслящим людям нужна интересная и насыщенная городская среда: фестивали и биеннале, библиотеки и художественные галереи, где люди смогут обмениваться идеями и встречаться друг с другом. Культура способна удерживать людей в городе и привлекать новые профессиональные рабочие кадры.
Сколько ваших знакомых уже сделали выбор в пользу Москвы или Санкт-Петербурга? Молодые и талантливые люди не находят в Новосибирске возможностей для самореализации. Почему-то мэрия активно поддерживает не молодых и перспективных, а тех, кто воспроизводит удобное искусство, отличающееся от старой школы, возможно, по форме, но не по содержанию.
Причина
Неэффективная организационная структура всех бюджетных учреждений.
Муниципальные культурные учреждения воспроизводят сами себя: делают планы ради планов, отчеты ради отчетов. Система оценки качества в сфере культуры хранится в тайне и звучит только на ежегодных отчетах учреждений.
От директоров учреждений никогда не требовали стратегий развития: не просили сформулировать цели и задачи учреждений, видение их идентичности, их роль в мировом и российском культурном пространстве, приоритетные задачи и проекты, не требовали определить финансовые ресурсы и оптимальную организационную структуру для осуществления плана комплексного развития.
Бюджетная структура неэффективна: мэрия спускает огромное количество отчетов и планов, и культурные работники вынуждены заниматься не программной и креативной деятельностью, а заполнением бумаг. Учреждения культуры забыли, что они существуют не для своих учредителей, а прежде всего для посетителей и горожан, на чьи налоги они живут.
Культурные учреждения не умеют быть эффективными: большая часть бюджетов уходит на зарплаты сотрудников (надо сказать, невысокие), а на организацию самих событий денег часто не остается. Но это положение всех площадок в России. Просто некоторые умеют находить средства на развитие.
Большинство проектов завязано на старых программах. Они не привлекают внимания, но формально соответствуют требуемым критериям. То, насколько жители города довольны этими проектами, отходит на второй план. Учреждения не рискуют использовать современный язык культуры, чтобы не лишаться поддержки учредителей.
Подход муниципальных учреждений к организации мероприятий во многом связан именно с системой бюджетирования, с невозможностью привлекать гранты и получать деньги от меценатов на счета в казначействе.
Решение
Для начала необходимо разработать культурную политику Новосибирска: что у нас есть такого, чего нет у других? Что есть, а чего нет совсем?
Культурные учреждения должны рассказать, чем и зачем они хотят заниматься. Чтобы досуг горожан в каждом районе стал максимально разнообразным, а события и проекты были на слуху в России и в мире и позиционировали Новосибирск как современный привлекательный город.
И еще мы должны понять, чем измерять «успех» события, кроме посещаемости. Ездили ли сотрудники на стажировки? Сотрудничали ли с ними институции из других регионов? Смогли ли они объяснить, в чем актуальность их события, в чем его идея, какое сообщение оно транслирует горожанам? Вот на эти вопросы хочется слышать ответы, чтобы знать, зачем мы тратим на эти события свое время и налоговые деньги.
Культурные учреждения должны стать более экономически эффективными для генерации значимых событий. Мэрия может стать в этом посредником, помогая находить партнеров, привлекая деловое сообщество, инвесторов. И способствовать появлению при успешных учреждениях своих Фондов развития (по типу НКО).
Новая система должна убрать от кормушки сотрудников, сидящих на зарплате и не заинтересованных в развитии культуры, и деятелей искусства, получающих дотации и преференции просто потому, что они вступили в Союз.
Должна появиться система грантов и резиденций для художников, умеющих генерировать новые идеи и проекты, востребованные на международном уровне. Интернациональные по форме и значимые для Новосибирска по содержанию.
Культура должна включать в себя не только события, но и общественные пространства, которые позволят связать друг с другом различные явления городской культуры. Да, у нас есть подобный проект — Михайловская набережная, но одной набережной на полуторамиллионный город явно мало.
Работать на то, чтобы культура Новосибирска начала привлекать туристов и инвестиции, нужно не одно десятилетие. Но почему бы не начать сейчас?
Депутаты от коалиции «Новосибирск 2020» предложат изменить систему, по которой оценивается работа культурных учреждений. Каждому жителю Новосибирска будет выдан электронный сертификат, который он сможет направить тому учреждению, чью деятельность считает полезной для себя и своей семьи. Тогда мы увидим, какие культурные учреждения действительно востребованы, а какие стали просто кормушкой.